logo
«Власти о долге, обществу об идеалах»

В НИЖНЕВАРТОВСКЕ СТРОИТСЯ ДОРОГА ИЗ "ЗОЛОТА"...

В Нижневартовске началось масштабное строительство участка дороги по улице Пикмана. В планах руководства города стояло создание здесь четырехполосной трассы с перекрестком, с ливневой канализацией, обустройство тротуаров, освещения и проездов к прилегающим объектам. Сдать объект планируется летом 2020-го года. Казалось бы, рядовой перечень рабочих объемов, к тому же запланированный участок представляет собой всего-то около 600 метров.

Но масштаб строительства этого проекта скорее определяется суммой вложенных в него средств, а не количеством обустроенных метров дороги.

Подрядчиком проекта выступает АО "Северавтодор". Работать компания будет по новым правилам, инициированным руководством города. С "Северавтодором" заключен так называемый "контракт жизненного цикла". Что это такое?

Согласно договору, компания не просто построит дорогу, но и будет ее в дальнейшем эксплуатировать: содержать, производить мелкий ремонт, убирать и так далее. Все суммы - и на строительство, и на дальнейшее содержание - прописаны в контракте, оплачиваться работа будет из средств городского бюджета.

Давайте вспомним, что участок, выбранный для строительства дороги, пытаются привести в порядок аж с 2008 года. Тогда работы приостановили, как пояснял ранее директор департамента по строительству Виктор Ситников, из-за нехватки денег в связи с финансово-экономическим кризисом, который накрыл весь мир и Россию тоже. Потом, по словам чиновника, планировалось определиться с застройщиком жилых домов в микрорайоне Прибрежный-3 для понимания, где будут заезды и выезды, после чего вроде как должны были приступить к проектированию и строительству дороги. Однако вопрос с обустройством проезжей части вновь заморозили. Обещания построить, наконец, дорогу по всем канонам вновь зазвучали уже с 2017 года – завершить благоустройство проезда вдоль строящейся мечети на улице Пикмана чиновники планировали к осени 2018 года. Но что-то снова пошло не так и дорогу вартовчане так и не увидели.

Стоит отметить, что отрезок от улицы Мусы Джалиля до улицы Чапаева пользуется у горожан популярностью в часы пробок, но состояние его регулярно вызывал у вартовчан нарекания. Ухабы, размытая после дождя земля - езда по такой дороге постепенно гробит транспорт, да и само место резко выделялось на общем фоне Нижневартовска, увы, не в лучшую сторону. Так что выбор городских властей места под ремонт в этом году, вполне ожидаем и понятен. Вот только озвученные суммы на отстройку дорожного участка по улице Пикмана вызывают недоумение, вопросы и даже версии о том, что Нижневартовск переплюнет Арабские Эмираты и заимеет дорогу из золота!

Напомним, стоимость строительства 589 метров – а именно столько планируется сделать дорожного полотна – составляет около 160 миллионов рублей! Из общей суммы 103 миллиона 673 тысячи рублей уйдет на возведение дорожного объекта, и 56 миллионов 371 тысяча рублей – будет уплачено за содержание дороги.

Даже с учетом дополнительных работ по благоустройству и стоимости дальнейшего обслуживания (в течение 8 лет) один метр этой дороги получается просто золотым - его стоимость приблизительно равна 270 тысячам рублей! Это притом, что администрация Нижневартовска год назад, да и в 2019 тоже, искала кредит на финансирование дефицита бюджета – по итогам соответствующего аукциона спонсором на выделение чуть более 100 миллионов рублей стал ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие». Возможно, горожане чего-то недопонимают, но строить 589 метров дороги на 160 миллионов рублей, которые обозначаются, как бюджетные, влезая при этом в кредит на 100 миллионов, видится горожанам (да и нашей редакции тоже), мягко сказать, неразумным. Жители города изложили свои мысли на этот счет в соцсетях, поэтому повторяться здесь мы не будем. Лучше приведем пример: строительство 443 метров подъездной дороги к Тобольскому аэропорту стоила местному бюджету гораздо дешевле – 35 миллионов рублей.

Так откуда же такие баснословные цифры на строительство и обустройство отрезка в 589 метров в Нижневартовске? Чиновникам все же пришлось дать комментарий, ведь недоумение вартовчан уже невозможно было не замечать.

Все разъяснения представителей городской администрации свелись к тому, что все подсчитано правильно, а не берется "из воздуха", как, например, выразился куратор строительного блока Виктор Ситников. Цена, по словам чиновника, определяется расчетным путем. Проект в обязательном порядке проходит ценовую экспертизу, которая не позволит завышать стоимость работ; кроме того, оплата будет производиться поэтапно: в период с 2020 по 2023 годы.

В официальном ответе на наш запрос Управление капитального строительства Нижневартовска также пишет, что все расчеты произведены верно, не показывая, впрочем, самих расчетов. В ответе есть интересные моменты о работе в рамках "контракта жизненного цикла". Например, чиновники пишут, что "преимуществами контракта являются:

- сокращение сроков и стоимости строительства;

- улучшение качества строительства - проектирование, строительство и содержание дороги осуществляет один подрядчик, который несет риски по использованию конструктивных,

организационных и технологических решений, что обеспечивает более качественное строительство дороги, так как от этого зависит объем текущих расходов на содержание".

То есть, выбранная чиновниками форма сотрудничества позволила сократить затраты. Стало быть, 160 миллионов за 589 метров - это еще дешевле, чем могло бы быть? При этом сегодня вдоль дома по адресу Пикмана, 31 из этих 589 метров – 300 метров уже существуют. То есть выходит, что достроить нужно всего 289 метров, а существующий участок можно только обновить. Ну, или как в данном случае, просто закопать деньги в землю.

Усомнившись в достоверности предоставленной информации, редакция "Семейного бюджета в Югре" обратилась к компании-проектировщику подобных объектов, попросив рассчитать стоимость примерно таких же работ. Итоговая сумма получилась в два раза меньше – почти 73 миллиона.

Даже включив в стоимость нашего расчета дополнительные работы по благоустройству ливневок, проездов, освещения - все равно не получилась сумма в 160 миллионов рублей (все расчеты, сделанные по обращению "Семейного бюджета в Югре", имеются в распоряжении редакции). К тому же, как следует из проектной документации, в 2008 году частично работы по строительству на данном участке ливневой канализации уже были выполнены, подрядчику оставалось оборудовать около 300 метров. По подсчетам редакции, на это потребовалось бы около 1 миллиона рублей.

Ах да, часть денег из общей суммы на проект заложена не только на строительство, но и на дальнейшее содержание, и тут снова возникают вопросы. Например, почему дорогой будет заниматься подрядчик – почти за 60 миллионов рублей? Ведь в городе есть МУП САТУ, которое моет и убирает дороги, производит мелкий ремонт, занимается благоустройством. Значит ли это, что подрядчик берет на себя функции САТУ на конкретном участке дороги? В контракте черным по белому прописан перечень работ по содержанию дорожного отрезка. Зимой это: очистка дорожного покрытия от снега, обработка от гололедицы пескосоляной смесью, вывоз снега, сбор мусора с тротуаров, чистка пешеходных дорожек. Летом тоже, казалось бы, ничего экстраординарного быть не может: все та же очистка покрытий от пыли и грязи механической щеткой, механическая мойка проезжей части дороги раз в сутки и ее поливка. В перечне работ привлекают внимание строчки «очистка бордюрного камня вручную один раз в месяц» и «очистка от пыли и грязи, песка асфальтобетонного покрытия вдоль бордюров вручную». Что это и главное, зачем? Неужто кто-то будет намыливать вручную бордюры?! Ну, за такие деньги на содержание, как говорится, почему бы и да. За 56 миллионов рублей делать это, вероятно, собрался сам руководитель компании подрядчика! Забавно звучит в техническом задании по содержанию дороги по улице Пикмана строчка «погрузка грязи вручную» и «транспортировка грязи»: слава богу, хоть не вручную грязь будут выносить с «золотого» отрезка дороги! В том же техзадании фигурирует уборка и погрузка случайного мусора в автомобили – одним словом, знакомясь с перечнем работ по содержанию дороги в 589 метров, складывается впечатление, что на этом участке можно будет просто есть с земли. Сколько же невероятного внимания по контракту от подрядчика «Северавтодора»! Если исполнитель не подкачает, глава города Василий Тихонов сможет гордиться идеальной чистотой и блеском бордюров рядом со своим домом и радоваться результатам своей «работы». Ну, и до кучи всего горожан порадуют установкой на дорожном объекте знаков и табличек в количестве 61 штука (то есть через каждые 9 метров), а также светофоры – их будет целых 30 (то есть, через каждые 20 метров).

Стоит ли напоминать, что во многих других регионах распространена схема, когда подрядчик дает гарантию на свою работу, а в случае выявления каких-то недочетов – исправляет их. Бесплатно! В Нижневартовске же получается, что подрядчик будет исправлять свои же огрехи (если таковые будут) за счет денег, заранее заложенных на содержание дороги?

Нельзя не отметить и тот факт, что и власти города, и подрядчик сразу заявили – полос на дороге будет четыре. А теперь оказывается, их только две. Почему? Не хватило денег? Этот вопрос мы задали Управлению капитального строительства, но ответа пока не получили.

Зато мы нашли похожий пример в одном северном городе. Летом 2019 года в Усинске (Республика Коми) провели масштабный ремонт дорог: положен новый асфальт на городских улицах, обустроены ливневки и тротуары. Площадь отремонтированных дорог составила 4 километра. Стоимость работ составила 102 миллиона рублей. Гарантийный срок: 7 лет. В случае выявления любых недочетов компания-подрядчик обязана за свой счет исправить их. И так на протяжении семи лет подряд.

Отметим, что Усинск – это нефтяная столица региона Коми, находится на севере, климат этого приполярного города очень схож с климатом Нижневартовска (редакция специально искала похожие примеры, чтобы сравнить стоимость ремонта дорог). Еще одна деталь: жизнь в Усинске дороже, чем в Нижневартовске. Нынешний глава этого города Николай Такаев – хозяйственник, который возглавлял, в том числе, комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и промышленности городского Совета. Нижневартовский же градоначальник, прежде чем получить город вместе со всем его хозяйством, ранее боролся с преступностью в должности заместителя начальника РУБОП при УВД ХМАО. В общей сложности, Василий Тихонов отдал силовым органам 18 лет – срок приличный! Наверняка уже немолодому человеку не так-то просто профессионально переориентироваться? Но сейчас не об этом, вернемся к «золотой» дороге.

Итак, подытожим: 4 километра за 102 миллиона в приполярном городке, оторванном от «большой земли», и – 589 метров (а по сути новой дороги здесь всего 289 метров!) за 160 миллионов! Гарантийный срок на 7 лет с исправлением недочетов за счет подрядчика и – 56 миллионов на восьмилетнее содержание дороги.

Никто не спорит с тем, что дороги ремонтировать и строить надо. Но в условиях непростого бюджета важен и вопрос экономии средств. Однако выбранный способ ремонта дорог, похоже, нравится городским чиновникам. Нижневартовским СМИ об этом рассказал замглавы города, директор департамента строительства Виктор Ситников. Чиновник заявил, что власти рассматривают еще несколько проектов дорог, которые планируют строить именно по «контракту жизненного цикла». Так, сейчас чиновники завершают расчеты по строительству проезда к Центральной больнице, а также рассматривают проект строительства участка дороги рядом с будущим Центром единоборств.

Оригинал: https://vk.com/@newsyugra-doroga-iz-zolota